Школьная программа на экране. Десятый выпуск
Школьная программа, с которой сталкиваются ученики 9 классов, предполагает изучение основных произведений отечественных писателей первой половины XIX века. Они давно стали достоянием отечественной и мировой литературы. Надеемся, что знакомству школьников с классическими образцами мировой словесной культуры поможет просмотр их экранизаций отечественными кинематографистами.
«Горе от ума»
Пьесу Александра Грибоедова по праву считают самой хрестоматийной русской комедией, неисчерпаемым источником пословиц, одним из самых цитируемых текстов в русской культуре. Трудно сосчитать, сколько раз пьеса ставилась на сцене, начиная с первой постановки в 1825 году учениками Петербургского театрального училища под наблюдением самого Грибоедова. С 1831 года спектакль стал визитной карточкой Малого театра. Большую известность приобрела постановка В. Иванова и М. Царева, премьера которой состоялась в 1975 году, а в 1977 была снята телеверсия спектакля. Роль Чацкого в этой постановке сыграл Виталий Соломин, сделавший акцент на чувства персонажа: «Мой Чацкий прекрасно понимал, что представлял собой Фамусов и ему подобные. Но в доме Фамусова его держала глубокая любовь к Софье, свою возлюбленную он не мог поставить на одну доску с окружающими. Отсюда его монологи. Они адресованы Софье и никому другому».
«Бедная Лиза»
Сентиментальная повесть Николая Карамзина была написана в 1792 году и стала образцом русской сентиментальной литературы. В 1967 году режиссеры Давид Ливнев и Наталья Баринова создают цикл телепостановок «Литературный театр», в котором была представлена и пьеса Карамзина. Роль главных героев досталась юным актерам Андрею Мягкову и Анастасии Вознесенской. В 1978 году Ирина Гаранина создает кукольный мультфильм-пантомиму, в котором не произносится ни одного слова, зато звучит прекрасная музыка Алексея Рыбникова.
«Герой нашего времени»
Роман Михаила Лермонтова экранизировался целых пять раз. Первый, черно-белый немой фильм, был создан Владимиром Барским в 1927 году. Во второй экранизации в 1955 году была использована только одна глава — «Княжна Мэри». Фильм Станислава Ростоцкого 1965 года экранизировал главу «Бэла». В 1975 году режиссер Анатолий Эфрос взял за основу главу «Княжна Мери» и назвал свой телеспектакль «Страницы журнала Печорина». Близкие Олега Даля вспоминали, что о роли Печорина он мечтал со школьной скамьи, и даже решение стать актером он принял ради того, чтобы воплотить лермонтовского героя на сцене. В 2006 году молодой режиссер Александр Котт создает сериал «Герой нашего времени». На роль Печорина был приглашен Игорь Петренко. Актер вспоминал о своем герое: «Печорин был обречен. Его душа, его романтическое начало вступило в игру с разумом. Из этой воронки он был уже не в состоянии выбраться. И настоящий романтик, не справившийся в момент взросления с крушением иллюзий, превратился в циника».
«Мертвые души»
Работу над «Мертвыми душами» Николай Гоголь начал еще в 1835 году по совету Пушкина и на сюжет, подсказанный им. В 1984 году на отечественном телеэкране появился пятисерийный фильм «Мертвые души», созданный режиссером Михаилом Швейцером, который считается одной из лучших экранизаций Гоголя. Исполнитель роли Чичикова Александр Калягин в своих воспоминаниях говорил: «Чтобы понять свою страну, надо читать Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова. И Швейцер, как никто, умел открывать актеру именно автора, эпоху, давать ощущение исторического и литературного материала, который стоит за твоей ролью. Швейцер как раз умел меня заставить пробиться к сути. Ну и партнеры были сказочные: Иннокентий Смоктуновский, Юрий Богатырев, Вячеслав Невинный, Инна Чурикова. У всех, с кем я работал в "Мертвых душах", можно чему-то научиться».
Продолжение следует…
Евгения Крючкова, главный библиотекарь
Центра литературы по искусству