Школьная программа на экране. Выпуск третий

Кто-то из блогеров в Интернете предложил вариант сравнения экранизаций с оригинальными текстами: литература – это «готовка дома», а кино – «поход в ресторан». В первом случае мы сами создаем образы, во втором – выбираем из предложенного «меню» уже спроектированные режиссером. Наш «Детский кинозал» приглашает сегодня школьников 5-х классов сравнить, что лучше: домашний торт или ресторанное пирожное? Для этого, конечно, придется и смотреть и читать литературные произведения классиков.

«Каменный цветок» (1946)

Знаменитый сборник сказов Павла Бажова  «Малахитовая шкатулка» был написан с 1935 по 1945 год на основе уральских легенд. И уже начиная с 1946 года сказы Бажова активно экранизировали режиссеры игрового и анимационного кино. Александр Птушко снял кино по мотивам сказов «Малахитовая шкатулка», «Две ящерки», «Каменный цветок», «Горный мастер» и «Медной горы хозяйка». В фильме околдованный повелительницей самоцветов Данила-мастер стряхивает чары и возвращается домой к родным и любимым. Сказка Птушко лучше других учит ценить семью и Родину. Фильм имел оглушительный успех: в 1946 году он был отмечен призом жюри Каннского кинофестиваля (за лучшее цветовое решение), а в 1947 году Александр Птушко и кинооператор Федор Проворов удостоились Сталинской премии.

«Майская ночь, или Утопленница» (1952)

Повесть «Майская ночь» — это воплощение мечты Гоголя о красивой, полной поэзии жизни. В 1940 году повесть экранизировал режиссер Николай Садкович, а в 1952 году за экранизацию Гоголя взялся знаменитый режиссер-сказочник Александр Роу. Играть в картине он пригласил популярную актрису Татьяну Конюхову, Александра Хвылю (того самого, который играл Морозко) и, конечно, своего любимого актера Георгия Милляра. Отзывы зрителей и кинокритиков о фильме сильно разнятся. Кто-то утверждает, что Роу не справился со всеми поставленными задачами и слишком увлекся Гоголем, а кому-то, наоборот, нравятся комбинированные съемки и объемное, стереоскопическое изображение.

«Теплый хлеб» (1973)

Сказки и рассказы Паустовского неоднократно были перенесены на киноэкраны в виде фильмов и мультфильмов, которые актуальны и интересны для аудитории и по сей день. По мотивам сказки Константина Паустовского режиссер Ирина Гурвич сняла одноименный мультипликационный фильм. Вот как вспоминала Ирина о своей работе над картиной: «В «Теплом хлебе» преобладают коричневые тона. Драматургия цвета определяла здесь не только судьбу отдельного эпизода, но и судьбу всего фильма. Художник Уманский тонко почувствовал и передал настроение в цвете. Когда мальчик Филька обидел коня, раненного на фронте, на землю опустились студеные холода. Цвет в фильме метафоричен, он выражает холод отчужденности, окутавший героя. В финале картины Филька осознает свой проступок и гамма холодных цветов начинает постепенно теплеть, высветляться, вызывая ощущение наступающей весны — нравственного пробуждения героя».

«Каштанка» (1952)

Юрий Никулин в своей книге «Почти серьезно...» вспоминал, что в детстве часто плакал, читая рассказ «Каштанка». Благодаря прекрасной работе режиссера Михаила Цехановского, который экранизировал рассказ А. П. Чехова, современные дети также испытывают бурю эмоций при просмотре картины. Персонажей фильма озвучили Алексей Грибов, Юрий Хржановский, Борис Чирков, В. Феоктистов. Существует несколько кинематографических версий чеховского рассказа. В 1926 году был снят черно-белый немой фильм, в 1975-м — фильм с участием Льва Дурова и Олега Табакова, в 2004-м был снят новый мультфильм студией «Анимос» в рамках серии «Русская классика — детям».

Продолжение следует...

Евгения Крючкова, главный библиотекарь
Центра литературы по искусству

02.10.2022
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.