Школьная программа на экране. Выпуск восьмой

В школьной программе по литературе в 8 классе продолжается изучение художественной литературы, главным объектом которой является человек. В произведениях различных авторов рассматриваются общечеловеческие проблемы: поиск смысла жизни, нравственные идеалы и принципы. Рассматриваются мысли, чувства, действия различных типичных литературных героев. «Детский кинозал» выбрал несколько экранизаций отечественной классики, которую изучают восьмиклассники.

«Недоросль» (1987)

«Не хочу учиться, хочу жениться!» - в наше время этот возглас Митрофанушки из известной пьесы Дениса Фонвизина звучит не менее актуально, чем два века назад. «Все в этой комедии кажется чудовищною карикатурою на русское, а между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знанием души», — писал Николай Гоголь о комедии Фонвизина. Пьесу «Недоросль» впервые поставили в Петербурге в 1782 году. Спустя 200 лет спектакль был поставлен на сцене Государственного академического Малого театра СССР Виталием Ивановым. В 1987 году была снята телеверсия спектакля с прекрасной музыкой Евгения Крылатова. Предлагаем посмотреть великолепную комедию, наполненную житейскими откровениями и премудростями, не только школьникам, но и их родителям.

«Капитанская дочка» (1958, 1978, 2000)

«Капитанская дочка» была опубликована за месяц до гибели Пушкина в издававшемся им журнале «Современник» под видом записок покойного Петра Гринева. Этот роман - самое популярное произведение Пушкина у зарубежных читателей, которое переведено более чем на 50 языков. Интересно, что перевод «Капитанской дочки» на японский язык назывался «Дневник бабочки, размышляющей о душе цветка» (1883 г.).  Несколько раз роман экранизировали в Италии, Франции, Югославии. В России первая экранизация вышла в 1928 году под названием «Гвардии сержант» (режиссер Юрий Тарич). Одни из самых известных экранизаций — фильм 1958 года режиссера Владимира Каплуновского с Ией Арепиной и Олегом Стриженовым в главных ролях, и телеспектакль Павла Резникова 1978 года. В 2000 году режиссер Александр Прошкин снял по мотивам сочинений А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «История Пугачева» художественный фильм «Русский бунт».

«Ревизор» (1952, 1982)

Комедия Николая Гоголя экранизировалась несколько раз как в нашей стране, так и за рубежом. В 1952 году пьесу экранизировал Владимир Петров, роль Хлестакова исполнил Игорь Горбачев, а городничего — Юрий Толубеев. Вторая яркая кинолента — фильм‑спектакль, снятый на основе постановки Московского театра Сатиры. Спектакль поставил режиссер Валентин Плучек в 1972 году, а фильм вышел через десять лет. Городничего сыграл Анатолий Папанов, а Хлестакова — Андрей Миронов. По словам театрального критика Анатолия Смелянского, для Валентина Плучека обращение к гоголевской комедии стало способом «описания современности», возможностью рассказать об актуальных проблемах своего времени; классическая пьеса в этой ситуации выполняла роль «корневой системы». Сам Плучек говорил, что «ставит не просто пьесу, а всего автора».

«Органчик» (1933, 1991)

Сатирический роман-хроника Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города» представляет собой летопись вымышленного города Глупова. Едкую сатиру на государственный строй России современники восприняли неоднозначно. Роман впервые экранизировал в 1933 году отечественный мультипликатор Николай Ходатаев. Мультфильм «Органчик» Ходатаева, созданный по мотивам одной из глав «Истории одного города», выполнен в графической манере В. Фаворского одним из его учеников, Г. Ечеистовым, и художником-мультипликатором Д. Черкесом. Рисунки, сделанные тушью, напоминают гравюры на дереве и создают ощущение подчеркнуто стилизованной, пародийно условной «безвоздушности» атмосферы гротеска. В 1991 году мультипликаторы Валентин Караваев и Сергей Алимов сняли новый фильм по мотивам романа Щедрина. Здания вымышленного города нарисованы так, что не остается сомнений в том, что этот город — Кострома. За эскизы к мультфильму художник Сергей Алимов был награжден   Серебряной медалью Академии художеств СССР.

Продолжение следует…

Евгения Крючкова, главный библиотекарь
Центра литературы по искусству

 

13.11.2022
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.