Свидетели времени: дореволюционная периодика

Дорогие друзья, сегодня в нашей рубрике ежемесячный иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России» – лучшее издание начала XX века по искусству. Яркие представители культуры того времени, литераторы и художники самых разных направлений объединились для издания журнала.

В качестве издателя выступало санкт-петербургское Императорское общество поощрения художеств. Инициатором и главным редактором журнала «Художественные сокровища России» стал Александр Николаевич Бенуа (1870–1960) – русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель объединения «Мир искусства». Сначала материалы публиковались под его редакцией, а с 1903 года пост главного редактора занял Адриан Прахов (1846 – 1916) – русский историк искусства, археолог, художественный критик. В период с 1901 по 1907 гг. вышло 84 выпуска журнала.

Александр Николаевич Бенуа считал, что, заинтересовав искусством массы, можно способствовать развитию художественной культуры. Совместно с Сергеем Дягилевым и Константином Сомовым пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввел в оборот термины «авангард» и «русский сезаннизм». Бенуа создал шедевры отечественной книжной графики – иллюстрации к произведениям Пушкина «Медный всадник» и «Пиковая дама». В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках», едва ли не самая крупная его работа для детей. Он оформлял спектакли Большого драматического театра и театра Ла Скала, издал каталог картин Эрмитажа, писал версальские пейзажи.

Журнал «Художественные сокровища России» продолжил линию, намеченную «Миром искусства». С подробным описанием в журнале публиковались изображения произведений XVIII и первой половины XIX века, находящиеся в музеях, в частных коллекциях и даже совершенно неизвестные – репродукции картин, изображения скульптур, памятников архитектуры, декоративно-прикладных видов искусства. Статьи на архивных материалах рассказывали о художественной культуре эпохи Петра I, целые выпуски посвящались Оружейной палате, памятникам Петергофа и Ораниенбаума. Именно Бенуа впервые ставил вопрос о самобытности Петергофского комплекса («Петергоф в XVIII веке»). Другие выпуски знакомили читателей с собраниями Строгановского дворца, коллекциями Михаила Боткина, графа Павла Шувалова, Петра Семенова, музея С.И. Щукина, с галереей драгоценностей Эрмитажа.  

Отдельный раздел освещал хронику культурной жизни, художественные собрания, описывались музеи и дворцы Санкт-Петербурга и Москвы.

В оформлении журнала принимали участие художники самых разных направлений Лев Бакст, Иван Билибин, Константин Сомов, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Степан Яремич и другие. Издательские обложки выполнены Лансере, а титульные листы работы Сомова и Билибина (с 1903 года).

В Центре редких и ценных изданий библиотеки имени Горького хранятся отдельные номера журнала «Художественные сокровища России» с 1901 по 1904 год.

Мы надеемся, что знакомство с этим редким изданием прошлого, не оставит вас равнодушными.

Елена Лебедева,
главный библиограф
Центра редких и ценных изданий

03.03.2021
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.