Свидетели времени: дореволюционная периодика
Дорогие читатели, мы продолжаем знакомить вас с дореволюционными изданиями России.
В истории европейской культуры был краткий период – рубеж XIX–ХХ веков, когда художественный журнал стал по своему значению и роли чем-то большим, чем печатное издание; он превратился в яркое культурное явление, формировавшее эстетический идеал эпохи. Начиная с середины 1890-х годов, подобные журналы один за другим появлялись в Париже, Лондоне, Берлине, Мюнхене. В России к таким явлениям можно отнести «Золотое Руно»–художественный, литературно-критический журнал, выходивший в Москве с 1906–1909 года.Название его восходит к петербургскому символистскому кружку «Аргонавты».
Журнал выходил ежемесячно параллельно на двух языках(русском и французском), в формате больших художественных изданий 30,5 см x 34 см (1906–1907 гг. издания) и 30,5 см x 24 см (1908–1909). Всего из печати вышло 34 номера журнала. Стоимость журнала менялась – от 1 руб. 70 коп. до 5 руб. 10 коп.
Редактором-издателем «Золотого Руна» был Николай Павлович Рябушинский(1876–1951)– русский меценат, издатель, художник, литератор, коллекционер, выходец из знаменитого в России купеческого клана Рябушинских. Фактическим руководителем журнала был Сергей Алексеевич Соколов(1878–1936)–русский издатель, поэт-символист. Новое издание мыслилось и формировалось как продолжение петербургского «Мира искусства», выпуск которого был прекращен в 1904 году.
Журнал состоял из разделов: «Художественный», «Стихи, беллетристика, статьи», «Художественная хроника», «Критико- библиографический», «Объявления».
Считая себя ответственным за судьбы русской культуры, журнал включился в борьбу за ее перестройку. На страницах «Золотого Руна» горячо обсуждались вопросы улучшения художественного образования, государственной организации и руководства искусством, при этом роль художника в жизни обновленного свободного общества рассматривалась в качестве ведущей.
Журнал содержал богатые иллюстрации: цветные снимки с портретов, пейзажей, виньетки и разного рода украшения обложек, страниц, выполненных художниками Львом Бакстом, Евгением Лансере, Константином Сомовым. Публиковались графические создания Михаила Врубеля, Валентина Серова, мастеров XIX века, образцы древнерусского искусства и шедевры авангардной французской живописи.
Широта заявленных принципов позволила привлечь в «Золотое Руно» почти всех крупнейших символистов: Константина Бальмонта, Александра Блока, Ивана Бунина, Вячеслава Иванова, Леонида Андреева, Дмитрия Мережковского, французского поэта Мерсеро и других.
К неординарным начинаниям «Золотого Руна» относятся художественные выставки «Голубая роза» (1907), «Салон Золотое руно» (1908), а также организация конкурса литературных и художественных произведений на тему «Дьявол».
В 1909 г. издание прекратилось, последние номера «Золотого Руна» допечатывались в 1910 г. Основной причиной закрытия журнала стало ухудшившееся финансовое положение Рябушинского, но также давала себя знать и исчерпанность основных, не слишком богатых, журнальных идей.
В советском искусствознании журнал «Золотое Руно»был заклеймен как вредоносный и чуждый новой идеологии. Журнал объявили «буржуазным», декадентским, в силу чего он оказался на «свалке истории» и вошел в число запрещенных в советские годы изданий.
В Центре редких и ценных изданий библиотеки имени Горького хранятся отдельные номера журнала «Золотое Руно» за 1906 г. (№№5-6, №№10-12).
Спустя 100 лет у вас есть возможность познакомиться и перелистать страницы уникального памятника графического искусства началаХХ века. Знакомство с журналом будет интересно не только специалистам в области искусства, но и всем, кто интересуется историей,литературой и культурой России.
Елена Лебедева,
главный библиограф
Центра редких и ценных изданий