Свидетели времени: дореволюционная периодика
Дорогие друзья! Журнал, с которым мы познакомим вас сегодня, относится к книговедческим изданиям библиофильской тематики. Библиофильство, как феномен книжной культуры, прошло сложный путь, проследить за этапами его развития, оценить роль собирательства и сохранения книг в процессе распространения культуры, чтения и пропаганды книжных богатств помогали такие периодические издания.
«Русский библиофил» – иллюстрированный вестник для собирателей книг и гравюр, посвященный библиографии, книжному коллекционированию и книговедению, был основан выдающимся антикваром дореволюционной России, книгопродавцом и коллекционером Николаем Васильевичем Соловьевым. Он выходил в Санкт-Петербурге с 1911 по 1916 г., свидетельство на его издание под № 280 было выдано 23 декабря 1910 г. градоначальником Санкт-Петербурга.
Соловьев стал его первым редактором и занимался журналом до самой своей смерти. Его главным помощником был талантливый библиограф Владимир Максимильянович Андерсон, а в 1913 г. появился второй помощник – известный пушкинист Николай Осипович Лернер. Верным и многолетним сотрудником журнала был также Василий Андреевич Верещагин, искусствовед, знаток редкой книги.
Журнал издавался по восемь выпусков в год (всего вышло 48 номеров), печатался в типографии «Сириус» тиражом около 1000–1500 экземпляров. Средний объем полного номера без рекламы составлял около 100 страниц.
Издание отличалось высоким качеством художественно-полиграфического оформления: выпуски печатались на различных сортах веленевой бумаги и верже, имели многочисленные иллюстрации (портреты, снимки, автографы, факсимиле) как в тексте, так и на отдельных листах, текст набирался старинным елизаветинским шрифтом, украшался виньетками, заставками и концовками.
В журнале помещались материалы из истории русского книжного дела, литературы и искусства, новости отечественной и зарубежной антикварной книжной торговли, описания редких иллюстрированных изданий, частных книжных собраний, коллекций и т. д. Авторами выступали лучшие представители отечественной культуры, литературы и искусства, в том числе члены Кружка любителей русских изящных изданий.
Отдельно от журнала печатались «Алфавитные указатели имен, авторов, статей, портретов, иллюстраций и факсимиле рукописей», а раз в году выходил тематический номер, целиком посвященный одному из русских писателей. Первый из таких выпусков был о творчестве Александра Пушкина (1911, № 5), в 1912 г. № 7–8 был посвящен Василию Жуковскому, а № 1 за 1914 г. – Тарасу Шевченко. В шести номерах журнала за 1911 г. была напечатана бесценная работа Удо Иваска «Частные библиотеки в России: опыт библиографического описания», в которой впервые публиковались сведения о 1 346 библиотеках крупнейших русских библиофилов, начиная от Петра I.
С 1913 года целевое и читательское назначение «Русского библиофила» меняется: из иллюстрированного вестника для собирателей книг и гравюр, он превращается в историко-литературный и библиографический журнал. На его страницах печатаются интересные архивные документы и неопубликованные литературные материалы.
Редакция «Русского библиофила» помещалась в квартире Соловьева. Он делал для журнала больше, чем обычный редактор-издатель: писал многочисленные рецензии для раздела «Библиография», формировал интересную и сегодня хронику, пестрящую новостями антикварного рынка, подбирал в старых французских книгах и журналах виньетки и заставки, составлял договоры на изготовление клише, проверял их качество, разрабатывал планы очередных номеров, читал корректуру, наблюдал за печатанием книжек журнала, следил за их рассылкой и розничной продажей. Позже он часть этой работы доверил другим, но всегда оставался душой и движущей силой «Русского библиофила».
Издание журнала не приносило прибыли и Соловьев покрывал убытки за свой счет. Несмотря на это, он не предполагал прекратить его издание. Как писал во вступительной статье к указателю «Журналы «Антиквар» и «Русский библиофил» Феликс Лурье: «Русская интеллигенция не жалела своих денег на просвещение».
После смерти Соловьева в июне 1915 г. журнал от номера к номеру стал неумолимо тускнеть и в 1917 г. прекратил свое существование.
В центре редких и ценных изданий хранятся отдельные номера журнала с 1913 по 1916 г. Несмотря на столь недолгую жизнь «Русского библиофила» статьи в нем до сих пор представляют интерес для библиографов, историков, филологов, журналистов, искусствоведов и букинистов, а также всех, кому интересна история книги.
Елена Соболева,
главный библиограф центра редких и ценных изданий