Свидетели времени: дореволюционная периодика

Дорогие друзья! Сегодня в нашей постоянной рубрике в преддверии наступающего праздника – Дня учителя – мы познакомим вас с представителем отечественной педагогической журналистики XIX – начала XX вв. Речь пойдет об одном из самых интересных и информативных журналов для воспитателей и учителей – «Педагогическом листке».

Издание выпускалось с 1871 по 1918 г. как приложение к журналу для семьи и школы «Детское чтение» (с 1906 г. – «Юная Россия»). Редактором «Педагогического листка» был видный деятель образования Дмитрий Иванович Тихомиров (1844–1915) – педагог, издатель, организатор начального и среднего обучения и учительских курсов. В разные годы к нему присоединялись и другие деятели образования, издатели и писатели – В. П. Бородин, Я. В. Борисов, Е. Н. Тихомирова, А. Н. Острогорский, В. П. Острогорский, П. В. Голяховский и др.

Первоначально журнал выходил в Петербурге, а с № 3/4 1894 – в Москве. В 1885 г. издание «Педагогического листка» было приостановлено и возобновилось только через семь лет, в 1892 году. Количество номеров в году также было не постоянным – в первые годы выходило по 4 книги, с 1882 г. – 6 книг, в 1883–1898 гг. – 3–4 книги. Самыми продуктивными были 1899–1917 гг. – 8 книг ежегодно. В последний годы издания, 1918, вышло всего 3 книги. Менялись и подзаголовки: 1871–1885 гг. – «Для родителей и воспитателей»; 1899–1906 гг. – «Журнал для педагогического и общенаучного самообразования воспитателей и начальных учителей»; 1906 (кн. 6-8) – 1910 гг. – «Журнал для воспитателей и начальных учителей».

В течение почти полувека «Педагогический листок» широко обслуживал интересы русской начальной школы и удовлетворял культурно-просветительские запросы русского учительства. В журнале принимали участие многие выдающиеся русские педагоги и деятели народного образования, а также ученые – П. Ф. Каптерев, В. Латышев, К. К. Сент-Илер.

Журнал освещал вопросы педагогики и методики начальной школы и воспитания в семье. Он давал уникальный материал, а также пропагандировал идеи всеобщего начального образования, подчеркивал важность наглядности обучения, печатал статьи и письма народных учителей, помогал повышать их квалификацию, сообщал об изменениях учебных планов и программ. Рассматривались также вопросы о внешкольном просвещении и организации учительства, проблемы создания новой народной школы.

Большое внимание журнал уделял образовательным и воспитательным задачам детского чтения, пропаганде и популяризации книги. Помещались периодические указатели детской и учебной литературы. Значительное место отводилось семейному воспитанию, популяризации нравственных достоинств человека и вопросам его физического развития. С 1899 г. журнал освещал разнообразные педагогические проблемы, отстаивал идеи трудовой школы, пропагандировал взгляды Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского.

В «Педагогическом листке» публиковались статьи, посвященные вопросам методики и преподавания всех предметов, но особое место в нем занимали материалы о преподавании русского языка и литературы, то есть словесности в широком значении этого слова. Здесь поднималось множество важнейших проблем, связанных с актуальнейшими вопросами его преподавания: диктантом, списыванием, изложением, сочинением. В издании обсуждалось, какие из этих работ лучше и эффективнее, какие из них предпочтительнее использовать на уроках для обучения детей орфографии и изложению своих собственных мыслей. Для этого был разработан целый ряд упражнений, в том числе и устные изложения. Ребенок должен был своими словами пересказать услышанное, увиденное или прочитанное.

Одной из самых интересных рубрик журнала была «Русские писатели как образовательно-воспитательный материал для занятий с детьми», где подробно разбиралось, как следует структурировать материал на уроках литературы. Статьи этой рубрики появлялись не в каждом выпуске. Авторами их были педагог и литератор В. П. Острогорский и педагог, преподаватель русского языка Н. П. Демидов. В этой рубрике шла речь о том, какое значение может иметь разумная группировка произведений писателя на уроках и подчеркивалось, что «с помощью правильной группировки можно показать ученикам лучшие произведения того или иного писателя или поэта так, чтобы они были доступны детям по языку и содержанию в силу их возраста». Была представлена вполне логичная с точки зрения историко-литературной целесообразности группировка произведений русских писателей на уроках литературы, которая позволяла эффективно и с пользой изучать и осмысливать представленные произведения. Рассматривались произведения таких известных классиков, как Пушкин, Кольцов, Крылов, Жуковский, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Полонский, Тютчев, Фет и других.

«Педагогический листок» дал также много хороших статей по истории педагогики, культурно-исторические о современном просвещении и школьном деле на Западе.

Педагогическая журналистика – это явление, которое развивается и изменяется с течением времени. Современная педагогическая журналистика во многом обязана своему прошлому наследию. Зарождение педагогической печати произошло еще в первой половине XIX в., а ядро традиций отечественной педагогической журналистики образовалось лишь в 1850-х–1860-х гг. Формирование и обогащение традиций педагогической журналистики осуществлялось с конца XIX по начало ХХ вв. в культурном развитии нашего Отечества, потому что именно они стали инициаторами новых педагогических мыслей, распространяя и популяризируя их. Благодаря специальным педагогическим изданиям реализовывалась на практике образовательная реформа, информация о которой доносилась до читателей с их страниц. Не стал исключением среди них и «Педагогический листок». Этот журнал воплотил на своих страницах развитие рациональных методов преподавания.

В центре редких и ценных изданий хранятся отдельные подшивки номеров за 1905, а также 1907–1909 гг. Журнал был очень востребован, поэтому полные комплекты не сохранились практически нигде. Многие статьи не потеряли своей актуальности и сегодня. Всех, кто хочет познакомиться с этим интереснейшим изданием, приглашаем к нам в отдел!

Елена Соболева,
главный библиограф центра редких и ценных изданий

29.09.2021
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.