Свидетели времени: дореволюционная периодика
Дорогие друзья! Сегодня в нашей новой публикации мы познакомим вас с одним из самых авторитетных и долго живущих «толстых» журналов конца XIX – начала XX века, который принадлежал к числу наиболее уважаемых и популярных изданий. Литературно-политический журнал «Русская мысль» – значительное явление научной, философской, общественной и художественной жизни России и, в дальнейшем, русского зарубежья, внесший существенный вклад в формирование интеллигенции как социальной группы, ее развитие и самоопределение.
Выходила «Русская мысль» в Москве, ежемесячно с 1880 года. Ее основателем стал русский журналист и переводчик Вукол Михайлович Лавров, который, чтобы исполнить свою мечту, закрывает оставшееся от отца торговое дело в Ельце и вкладывает все средства в собственный журнал.
На его страницах считали за честь впервые представить свету свои произведения Чехов, Горький, Лесков, Зинаида Гиппиус и Брюсов. Его постоянным автором был лауреат Нобелевской премии по литературе Иван Бунин. Здесь печатались ведущие профессора Московского университета: Семеновский, Ключевский, Костомаров, Миллер и другие. Выступали крупные земские деятели, публиковались талантливые публицисты Головачев, Венгеров, Вас. Немирович-Данченко. После ссылки с ним сотрудничал Чернышевский, а Чехов также редактировал отдел беллетристики. На страницах журнала увидели свет произведения Короленко (он дебютировал перед большой публикой «Сном Макара»), Мамина-Сибиряка, Успенского, Мачтета, Надсона, Мережковского, Полонского, Станюковича, Григоровича, Плещеева, Апухтина и многих других. Печатались произведения зарубежных авторов – Генриха Сенкевича и Элизы Ожешко. «Русская мысль» с одинаковой готовностью предоставляла свои страницы как защитникам «марксизма» и «экономического материализма», так и «народникам», а также писателям, старающимся примирить эти оба направления.
Номер обычно состоял из двух частей. Первая часть была литературной и научно-популярной; вторая – публицистической. Особенностью журнала был «Библиографический отдел», который выходил в виде отдельного приложения и заключал в себе систематический отчет о всех главных новинках русской книжной и журнальной литературы, а иногда и о новых произведениях европейской научной литературы. Кроме внутреннего и иностранного, «Русская мысль» давала еще «Научное обозрение», в котором помещались обзоры по разным отделам науки, написанные известными специалистами, а под заглавием «Современное искусство» – отчеты о новинках театральных и художественных (большей частью московских).
На протяжении 37 лет у журнала были разные редакторы, каждый из которых привносил в его содержание свои взгляды и интересы. С 1880 по 1885 им был Сергей Андреевич Юрьев, задавший «Русской мысли» славянофильское направление.После смерти Юрьева им стал Виктор Александрович Гольцев, который с момента основания журнала вел рубрику «Политическое обозрение». Несмотря на то, что это было в трудное время цензуры, Гольцев отстаивал идеи либерализма и демократии: при нем журнал поменял направление с славянофильского на прогрессивное и привлек лучших сотрудников из закрывшихся «Отечественных записок», а также получил и его подписчиков.Общее число их выросло до 14 тысяч, что значительно подняло материальный успех журнала. Этому способствовало также понижение обычной для «толстых» журналов того времени подписной цены с 16 до 12 рублей. С 1903 года редактором стал московский историк Александр Александрович Кизеветтер, работавший в «Русской мысли» и опубликовавший ряд статей по русской истории. Кизеветтер, в свою очередь, предлагает соредакторство Петру Бернгардовичу Струве, который после трех лет совместной работы становится единоличным редактором-издателем журнала. Очень высоко редакторскую деятельность Струве оценивал его близкий друг Франк: «К числу исконных, прирожденных его дарований принадлежал подлинный дар редакторства. Его мировоззрение можно назвать не западничеством и не славянофильством, а «русским европеизмом».
Решительный перелом произошел в 1907 году – журнал поменял курс, приобрел новых авторов и стал интеллектуальным лидером русской либерально-демократической журналистики. В это время он являлся органом религиозной общественности, либеральной оппозиции, проводил идеи конституционализма, правового государства, общественной мобилизации для реформирования русской жизни. В философском отношении «Русская мысль» этих лет культивировала идеализм и богоискательство, став органом русского религиозного Ренессанса. Критика журнала в это время отказывается от социологизма и ориентирована на анализ духовных начал искусства. Виднейшие сотрудники предреволюционных лет «Русской мысли» – Булгаков, Изгоев, Франк, Бердяев, Шестов, Гершензон, Гиппиус, Мережковский, Брюсов. Журнал отрицательно относился к идеям марксизма, даже отклонил одну из статей Ленина.
«Русская мысль» имела два предостережения: первое было дано за «Петербургские письма» в декабрьской книжке 1883 года, второе – за статью Гольцева «Социология на экономической основе» в ноябрьской книжке 1893 года. В 1911 году журнал также подвергся критике со стороны церкви после публикации ряда материалов, посвященных памяти Льва Николаевича Толстого.
«Русская мысль» горячо поддержала Февральскую революцию, однако Октябрьскую революцию восприняла как катастрофу для страны и была настроена к узурпаторам-большевикам враждебно. В 1918 году журнал был закрыт большевиками как реакционный. Несмотря на это, Струве продолжает издавать его за границей: в 1921 году в Софии, в 1922 по 1924 в Берлине и Праге, и последний номер выходит в Париже в 1927 году.
Уникальность издания состоит в том, что это был журнал об интеллигенции, для интеллигенции и создавался интеллигенцией как коллективным автором.Он стал настоящим библиографическим памятником, чье название связано с десятками известных и любимых писателей. Его умеренный конституционализм подготовил идейно и организационно создание партии кадетов.
В центре редких и ценных изданий библиотеки имени Горького хранятся номера журналов с 1880 по 1917 год, некоторые года неполным комплектом. Желающих познакомиться с уважаемым изданием и прикоснуться к истории мы приглашаем к нам в отдел. Также есть возможность почитать журнал и в электронной версии по ссылке
Елена Соболева,
главный библиограф центра редких и ценных изданий