Театр Каиссы

Дорогие друзья, с вами рубрика «#ШахмАтыДома. Шахматные истории».

В своей статье «К психологии шахмат», опубликованной в декабре 1909 года в венской газете «Нойес франс пресс», Эмануил Ласкер сравнивал шахматную партию с театральной пьесой: «Партия двух мастеров – драма без слов. Действующие лица – шахматные фигуры. Они играют без жестов, используя в качестве средств выражения одни понятия. В этой драме соблюдаются все основные правила сценического искусства: композиционное единство, последовательность в развитии сюжета и логика развязки – необходимые предпосылки ее успеха у зрителей».

В сатирической пьесе английского драматурга XVII столетия Томаса Мидлтона «Игра в шахматы», которая шла в лондонском театре «Глобус» в 1624 году, были выведены под видом шахматных фигур влиятельные политические деятели того времени. Вскоре после этого высмеянные им придворные политиканы упрятали его за решетку. Находясь в тюрьме, Мидлтон обратился к королю Якову I с уникальным прошением о помиловании, изложенным в стихотворной форме.

Чтобы потешить публику, сомлевшую в тоске,
Я разыграл сражение на шахматной доске,
Победой войска белого закончилась игра,
Но вот пришла для автора тяжелая пора.
В темницу брошен теми он, кто потакает черным.
Король вернуть свободу мне я вас прошу покорно.

Поскольку в защиту драматурга выступила также общественность, король вынужден был удовлетворить эту просьбу.

В июле 1882 года издававшийся московским любителем древней игры А.Ф. Гельвигом «Шахматный журнал» сообщил своим читателям, что «…шахматы забрались в Москве даже на сцену». Далее журнал писал: «В одной из опереток сада «Эрмитаж» – «Морской кадет» – во втором действии фигурирует партия из живых людей, костюмы превосходные: партия черных одета в нежно-розовые костюмы, белых – в белые. Пешек представляют маленькие дети в париках с длинными волосами, прочие фигуры подобраны по росту… Интереснее всех кони: их представляют пешие люди с лошадиными головами. Нельзя без смеха смотреть, как они скачут, раскачивая головами». На сцене была разыграна одна из вариаций знаменитого «мата Легаля».

В 1972 году на сцене Ленинградского театра комедии была поставлена сатирическая комедия Бернарда Шоу «Тележка с яблоками». В этой пьесе главный герой, король Магнус, ведет непрерывную и рискованную игру со своими политическими противниками – министрами. Стремясь подчеркнуть превращение политической жизни буржуазного государства в игру, режиссер-постановщик В.С. Голиков решил использовать шахматы в качестве дополнительного элемента, сливающего воедино разные стихии спектакля. На сцене была установлена демонстрационная доска, секретари короля, усевшиеся около первого ряда, время от времени переставляли фигуры, обмениваясь между собой комментариями. Один из авторов книги «Многоликая Каисса», приглашенный в качестве консультанта, предложил для иллюстративного материала партию Чигорина – Давыдова, сыгранную в Петербурге в 1874 году.

17 октября 2020 года на сцене Московского дворца молодежи должна состояться премьера мюзикла «Шахматы», который создан тремя выдающимися авторами: сэром Тимом Райсом – драматургом, обладателем премий «Оскар», «Тони», «Эмми» и «Грэмми», подарившем миру мюзиклы «Иисус Христос – суперзвезда», «Эвита» и «Король Лев», и композиторами Бенни Андерcсоном и Бьорном Ульвеусом – композиторами, чьи имена увековечены в Зале мировой славы рок-н-ролла, авторами песен и участниками знаменитой группы «ABBA», создателями мюзикла «Mamma Mia».

В основе сюжета – захватывающая история соперничества русского и американского гроссмейстеров за мировую шахматную корону на фоне холодной войны между двумя сверхдержавами – СССР и США. Прототипами главных героев стали великие шахматисты Анатолий Карпов, Борис Спасский, Виктор Корчной и Роберт Фишер. «Шахматы» – это драма любви и ненависти, верности и измены, победы и поражения, предательства и патриотизма, всемирного признания и полного одиночества, основанная на реальных событиях из недавнего прошлого.

Валерия Яковлева,
главный библиотекарь универсального читального зала

По материалам книги:  Александрович Г. С.  Многоликая Каисса / Г. С. Александрович, Е. С. Столяр. – Москва : Физкультура и спорт, 1989. – С. 156–159.

Использованы материалы сайтов:

chessmusical.ru

rg.ru

www.kp.ru

14.10.2020
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.