Увлекательно о переплётах
16 и 17 октября в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург) состоялся Второй научно-методический семинар на тему «Личные библиотеки в составе фондов российских книгохранилищ: проблемы изучения», проводившийся отделом редких книг совместно с отделом фондов и обслуживания.
Во вступительном слове заведующий отделом редких книг РНБ Николай Викторович Николаев, цитируя Александра Гениса, шутливо определил цель встречи: «Камасутра книжника. Детальная инструкция по извлечению наслаждения из книг», задав таким образом, веселый и непосредственный тон дальнейшей беседе.
Поделиться опытом литературного гедонизма приехали 19 человек. Среди них – сотрудники библиотек, музеев и учебных заведений Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Ульяновска, Казани и Рязани. Основное внимание участников семинара было уделено вопросам атрибуции и описания владельческих переплетов.
Пожалуй, увлекательнее всех о переплетах говорила Елена Залковна Панченко, главный библиограф отдела БАН при Санкт-Петербургском институте истории РАН. Речь шла о помещаемом на корешке книг миниатюрном вензеле-суперэкслибрисе П.Б. Шереметева, библиотекой которого она занимается уже долгое время. Однако совсем недавно были найдены книги с таким же вензелем, не имеющие к Петру Борисовичу никакого отношения, более того, изданные уже после его смерти. Неожиданная находка породила множество вопросов и практически вернула исследователей в начало пути: неужели прежняя атрибуция ошибочна и у суперэкслибриса был иной владелец? Поиски другого кандидата не принесли результата, и тогда Елена Залковна стала внимательнее изучать переплеты, их стилистику, декоративные элементы и пришла к выводу, что все книги переплетались в одной мастерской, где переплетчик сделал им сходные по композиции корешки, а вензель Петра Шереметева использовал просто для украшения. Осталось дело за малым – найти загадочного петербургского мастера. Детективная история!
Выступления участников семинара были связаны также с выявлением и описанием экземпляров книг из личных книжных собраний и опытом изучения и реконструкции отдельных личных библиотек в российских книгохранилищах.
Елена Павловна Пирогова, доцент кафедры документоведения, истории и правового обеспечения Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), например, не один десяток лет занимается изучением истории рода уральских заводчиков Турчаниновых. Ею составлена и издана родословная Турчаниновых, введен в научный оборот ряд имен не известных прежде представителей династии. Имея на руках рукописный каталог, Елена Павловна в настоящее время пытается реконструировать личную библиотеку Турчаниновых.
Оксана Викторовна Великодворская, заведующая отделом редких книг Научной библиотеки СЗИУ РАНХиГС, говорила о книгах из профессорских библиотек конца XIX – начала XX века, которые сохранились в фонде и были выявлены исключительно по дарственным записям. Среди прежних владельцев – историк, краевед, профессор Тверского педагогического института Анатолий Николаевич Вершинский, промышленник, просветитель и музейный работник Владимир Александрович Анзимиров, ученый-экономист, член-корреспондент Петербургской АН Александр Иванович Чупров и другие. Разговор в каждом случае шел о 2-10 книгах из их личных собраний, но даже столь небольшие коллекции по-своему интересны и заслуживают внимания.
О своей научной работе докладывала и Рязанская областная универсальная научная библиотека им. Горького. Наше сообщение было посвящено книгам из личного собрания И.М. Индюшкина, крестьянина Тульской губернии, в 1905-1930 гг. проживавшего в Рязани и стоявшего у истоков профсоюзного движения в губернии. Будучи толстовцем по убеждениям, Иван Михайлович состоял членом Московского вегетарианского общества и близко общался с секретарем Л.Н. Толстого Н.Н. Гусевым. На протяжении 25 лет И. Индюшкин собирал библиотеку, для которой приобретал как сочинения самого Льва Николаевича, так и исследовательскую, критическую и мемуарную литературу, необходимую для полноценного изучения творческого и жизненного пути писателя. От некогда большой библиотеки Ивана Михайловича нам в наследство осталось 67 книг. 20 из них были атрибутированы исключительно благодаря владельческому переплету. Сообщение вызвало живой и положительный отклик у участников семинара, которые по достоинству оценили исследовательскую работу, проведенную рязанскими коллегами.
Оксана Агапкина,
заведующая сектором редких книг
на иностранных языках РОУНБ им. Горького