В мире финансовой грамотности. Советы для родителей
Дорогие друзья! С вами рубрика #СемьЯдома. В самом разгаре школьные каникулы. Наши дети отдыхают, набираются сил и заряжаются добрыми эмоциями. А мы предлагаем вам, родители, провести это время с пользой и заняться с вашими детьми финансовой грамотностью.
Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем; узнать, как работает экономика в обществе, и сформировать правильное отношение к деньгам. Финансово грамотный ребенок с меньшей долей вероятности попадется на уловки мошенников, он сможет распланировать бюджет, сравнить цены в разных магазинах. Он будет реже попадаться на хитрости маркетологов, будет экономить и научиться копить.
Формирование финансовой грамотности у детей стоит начать примерно со школы. Дети в 4-5 лет не понимают, что значит «дорого». Часто они не просят, а требуют купить им что-либо. Не стоит за это ругать малыша, он ещё просто не понимает цену деньгам.
Финансовая грамотность для школьников важна так же, как учёба. Когда ребёнок идет в школу, то ему необходимо давать деньги на обед в столовой, на проезд в общественном транспорте. Определите эту сумму заранее, обговорите с ребёнком, на что уйдут деньги. Выдавайте их раз в неделю, чтобы малыш научился их распределять.
Помните, что в школьном возрасте ребёнок уже может начать зарабатывать. Это может быть раздача листовок, мытье полов, сидение с младшим братом друга. Те деньги, которые он сам заработает, принадлежат только ему. Это так называемые независимые средства.
Для удобства мы выстроили советы для родителей от младшего к старшему возрасту:
- Помогите ребенку в осознании того несправедливого факта, что желания безграничны, а ресурсы для их исполнения ограничены. Помните из мультика: «Мы делили апельсин. Много нас, а он один»?
- Предложите ребенку понятную денежную единицу. Например, «стоимость этого конструктора равна стоимости всех продуктов, которые мы съедаем в течение недели».
- Продемонстрируйте финансовую грамотность на собственном примере – ведите личный бюджет, рационально подходите к покупкам, научитесь инвестировать. Если в семье не принято вести семейный бюджет, то заставить ребёнка понять, что очередная «мелкая игрушка» отодвигает мечту обладания новым велосипедом или смартфоном, будет очень затруднительно.
- Наличие у ребёнка карманных денег. Размер и возраст, когда они появятся, будут зависеть от психологического возраста ребенка, который вы знаете лучше всех остальных. Но давать ребёнку карманные деньги необходимо! Только так он научится ими управлять. Первые карманные деньги ребёнка должны быть наличными, чтобы он смог их трогать, физически пересчитывать, копить, разделять на кучки – словом, формировать представление о личном бюджете. Позже можно переходить к знакомству с безналичными расчётами.
- Родители не должны давать рёбенку свою именную карту, поскольку тем самым они нарушают условия договора с банком и формируют у юного создания некорректную модель поведения: использование не принадлежащих ему вещей. Вместе с тем, родители могут привязать к своей карте дополнительную, чтобы видеть и контролировать расходы ребёнка. На такой карте можно установить лимит и запрет на покупку товаров в определённых категориях. Также необходимо дать ребёнку азы правил безопасности: нельзя никому сообщать трёхзначный код на оборотной стороне карты, публиковать фотографии карты с двух сторон в социальных сетях и так далее.
- Вовлекайте ребёнка в семейные финансы. Например, берите его с собой в продуктовые магазины и комментируйте выбор тех или иных продуктов. Объясняйте, почему стоимость товаров из одной категории продуктов, но разных производителей отличается (качество, влияние рекламы на стоимость и другое).
- Знакомьте ребёнка с финансовым жизненным циклом человека. На примере бабушек и дедушек, которые на пенсии, расскажите, что с возрастом человек перестаёт работать и начинает получать пенсию. Обсудите размер пенсии, хватает ли её для хорошей жизни, продолжают ли работать бабушки и дедушки и имеют ли они какие-то иные источники дохода.
- Развивайте предпринимательское мышление. Обсуждайте с ребёнком, как был произведён тот или иной товар, например, торт или стул. Посчитайте себестоимость исходных материалов: легче всего это сделать на примере рецептов приготовления блюд.
Всем известно, что лучше всего дети запоминают информацию в игре. Предлагаем поиграть в игру «Сколько стоит день рождения?». В ожидании знаменательной даты предложите ребенку разработать бизнес-план праздника. Помогите малышу в этом и заранее сформулируйте и напишите на листке вопросы, на которые он должен будет ответить: сколько гостей придет; какие продукты, и в каком количестве надо купить; как развлекать друзей и что необходимо для этого приобрести и т.п. Обозначьте лишь основные вопросы, все остальное пусть додумывает ребенок. Записывайте и считайте вместе с ним. Главное, что должен ребенок усвоить: нет ничего бесплатного, и деньги не берутся из ниоткуда. Причем бизнес-плана можно использовать и в том случае, когда ребенок просит купить щенка или другого питомца.
Уважаемые родители, мы надеемся, что сегодняшняя беседа поможет вам в приобщении детей к основам финансовой грамотности, а значит к подготовке ребенка к школе. И не забывайте, что такое обучение приносит пользу не только вашему ребенку. Разговаривая с детьми о деньгах, тренируясь управлять доходами и расходами, вы и сами расширяете свой финансовый кругозор.
Валерия Яковлева,
главный библиотекарь универсального читального зала
Список источников: