В центре консервации и реставрации отреставрировано издание 1879 г. В. Крестовского (псевдоним) «Альбом. Группы и портреты»
В наши дни имя Надежды Дмитриевны Хвощинской (1825? – 1889) известно в основном историкам литературы, но в свое время писательница пользовалась признанием и любовью. С 1850 года она печаталась под псевдонимом В. Крестовский и не отказалась от него, когда появился настоящий В. В. Крестовский. С конца 1860-х годов свои произведения стала подписывать «В. Крестовский-псевдоним». Литературная деятельность Н. Д. Хвощинской продолжалась более 40 лет – со второй половины 1840-х до конца 1880-х годов. Она начинала как поэтесса, с 1850 года публиковала прозу, заявила о себе как критик, публицист и переводчик, была автором небольших драматических произведений, но настоящее признание получила как прозаик.
В региональный центр консервации и реставрации библиотечных фондов в 2025 году поступило замечательное творение художественно-публицистического таланта Надежды Дмитриевны – цикл очерков под общим названием «Альбом. Группы и портреты», вышедший отдельным изданием в 1879 году и объединивший шесть рассказов, написанных в 1874–1878 годах: «У фотографа», «В суде», «Риднева», «Верягин», «Между друзьями» и «Счастливые люди». Книга была в неудовлетворительном состоянии, ранее подвергалась ремонту, из-за частого использования образовались следующие повреждения:
- у вторичного составного переплета тканевый корешок потерт и практически оторван от крышек; имеются утраты красочного слоя на мраморном крытье и сильно повреждены коленкоровые уголки;
- отрыв книжного блока от переплёта;
- нарушение шитья, из-за этого выпадали листы и тетради;
- многочисленные утраты, заломы и разрывы бумажной основы;
- общее загрязнение листов.
Документу требовалась полная реставрация. Реставрационный процесс начался с фотофиксации книги и ее подробного описания. Затем проводилась сухая чистка, обеспыливание. Механическим способом демонтировали вторичный переплет и форзацы. После блок разобрали на тетради, листы. Все штампы и пометы были проверены на текучесть методом копирования на слегка увлажненный ватный диск. Проверка показала, что красители штампов и помет устойчивы к водной обработке. Водная обработка была проведена методом погружения в кювету с теплой проточной водой, затем страницы были промыты в дистиллированной воде. После промывки листы документа были просушены на листах фильтровальной бумаги. С листов и обложки частично ушли загрязнения, бумага стала более эластичной и мягкой. Перед тем как приступить к реставрации, на реставрационном совете приняли решение сделать новый составной переплет, соответствующий изданиям того времени. Подклейка разрывов, восполнение утрат, замена корешковой части проводились методом классической листовой реставрации встык с оборотной стороны на столе с подсветом. Листы были высушены и отпрессованы между листами парафинированной и фильтровальной бумаги. Затем листы были обрезаны по формату, сформированы в тетради с соблюдением нумерации. После блок сшили на станке на двух пеньковых шнурах. Изготовлен новый составной переплет с корешком и уголками из коленкора и крытьем мраморной бумагой.
В результате проведенных реставрационных мероприятий восстановлена целостность книги. Документу возвращена функциональность и эстетичность.
Виктория Бердиёрова,
художник-реставратор
Регионального центра консервации и реставрации библиотечных фондов