Вековой юбилей знаменитого сценариста
В сентябре исполняется 100 лет со дня рождения писателя, драматурга и одного из создателей детского юмористического киножурнала «Ералаш» Александра Хмелика. Хмелик и режиссёр Борис Грачевский создали киножурнал для детей с весёлыми историями, название которому придумала дочка Хмелика. До изобретения тележурнала он работал в печати для детей: «Пионерская правда», журнал «Вожатый». И конечно, служил кинематографу. Был главным редактором творческого объединения «Юность» киностудии «Мосфильм». Сегодня наш «Детский кинозал» расскажет о нескольких фильмах, снятых по сценарию юбиляра.
«Жизнь и страдания Ивана Семенова» (1964)
В 1962 году увидела свет книга пермского писателя Льва Давыдычева «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника». Небольшая повесть, посвященная нескольким дням жизни неутомимого фантазёра, вруна и бездельника Ивана Семёнова, стала одной из самих любимых советскими школьниками. Её не раз экранизировали, ставили на сцене. В 2007 году Пермский музыкальный театр поставил оперу «Страсти по Ивану Семёнову», в 2023 году Пермь увидела мюзикл «Иван Семёнов: самое время мечтать». Мультфильм, о котором сегодня идёт речь, создали режиссеры Вадим Курчевский и Николай Серебряков, помощником режиссеров была Инесса Ковалевская. Александр Хмелик по мотивам повести написал сценарий кукольного мультфильма. Роли в мультфильме о перевоспитании двоечника Семенова озвучивали Клара Румянова (Иван Семенов), Михаил Яншин, Анатолий Папанов, Георгий Вицин.
«Иван да Марья» (1974)
«Сказка, и не сказка»,— так определил режиссер Борис Рыцарев жанр своего фильма. В фильме сказочное название, персонажи — царь Евстигней, Баба-Яга, Соловей-разбойник, Воевода, Призрак. А из современного — интерпретация этих персонажей и иронический подход авторов фильма к происходящему на экране. В комедии много русских народных песен, а также песни на слова Владимира Высоцкого. Музыку сочинил композитор Александр Чайковский. Александр Хмелик вспоминал: «Возможности русских народных сказок неисчерпаемы. Я взял традиционные народные персонажи, использовал сюжеты некоторых сказок, добавил новых персонажей и новые ситуации и рассказал о том, как крестьянская девушка Марья и бравый солдат Иван, преодолев множество препятствий, сыграли все-таки веселую свадьбу». В фильме снимались Иван Бортник, Иван Рыжов, Николай Бурляев, Валентин Никулин, Валентин Гафт и другие.
«Новые приключения капитана Врунгеля» (1978)
Юмористическая повесть «Приключения капитана Врунгеля» Андрея Некрасова впервые была напечатана в 1937 году в журнале «Пионер». Некрасов сам был моряком и путешественником, знал много морских баек. Так возник образ капитана Врунгеля – морской аналог барона Мюнхгаузена. Сценарий к фильму режиссера Геннадия Васильева написал Александр Хмелик. Музыку сочинил композитор Алексей Рыбников. В роли капитана Врунгеля снимался Михаил Пуговкин. Герой фильма Вася Лопотухин, получив задание написать сочинение на тему «Как я провел лето», вспомнил своего любимого героя капитана Врунгеля, представил себя рядом с ним внутри Бермудского треугольника и вступил в смертельную схватку с гангстерами и штормом. В 1979 году фильм получил главный приз за программу советских фильмов («Осенние колокола», «Шла собака по роялю», «Новые приключения капитана Врунгеля») на XVII Международном кинофестивале детских фильмов в Хихоне (Испания).
«На златом крыльце сидели» (1986)
Комедию по мотивам русских сказок, содержащую многочисленные пародийные эпизоды из классических произведений русской и мировой литературы, создал режиссер Борис Рыцарев по сценарию, написанному в соавторстве с Александром Хмеликом. Веселая сказка, снятая в несколько пародийной манере с использованием атрибутов современной цивилизации. Долгие годы соседствовали два короля: Федот и Амфибрахий. Последний однажды бесследно исчез. И теперь не под силу королеве одной управлять делами. В сказке снималась целая плеяда известных актеров: Леонид Куравлев, Лидия Федосеева-Шукшина, Михаил Пуговкин, Виктор Сергачёв, Зиновий Гердт, Татьяна Конюхова. Фильм был снят в 3D-формате и в кинотеатрах показывался в полноценно разделённой стереопаре на специальном экране или с помощью поляризационных очков.
Евгения Крючкова,
главный библиотекарь
Центра литературы по искусству