Великая княгиня Елизавета Федоровна
Будущая русская святая, немецкая принцесса Елизавета (Элла) родилась в Дармштадте. Ее отцом был великий герцог Гессен-Дармштадский Людвиг IV, а матерью – дочь королевы Виктории Алиса, скончавшаяся, когда девочке было 14 лет.
Эллу воспитывала бабушка-королева, при дворе которой она получила превосходное образование и почти спартанское, английское воспитание. Руки Эллы добиваются многие, но она не торопится, и жених, подобный принцу из сказки, является. Это великий князь Сергей Александрович Романов, сын императора Александра II. Свадьба прошла великолепно, невеста после замужества становится великой княгиней Елизаветой Федоровной.
Их брак не раз пытались очернить, называли безжизненным или фиктивным, в конце концов, несчастным, или, наоборот, идеализировали. Но эти попытки неубедительны. После гибели мужа Елизавета Федоровна сожгла свои дневники, но сохранились дневники и письма Сергея Александровича, они и позволяют заглянуть в жизнь этой исключительной семьи, тщательно оберегаемую от посторонних взглядов.
Сама великая княгиня говорила, что она «счастлива и очень любима», а воспоминания других Романовых свидетельствуют о нежной любви молодых мужа и жены. Вероятно, они вкладывали в это чувство нечто большее, и их союз являл собой образец совершенного целомудренного брака и особый тип духовной культуры.
Медовый месяц молодые провели в родовом поместье Ильинское, недалеко от Москвы. Князь – искренний верующий, вместе с женой они посещают православные монастыри в России и совершают паломничество в Иерусалим. Вопреки воле отца, накануне Пасхи 1891 года Елизавета Федоровна принимает православие. Своих детей у них не было, но когда умерла жена родного брата мужа, они взяли на воспитание их детей – Дмитрия и Марию.
В 1891 году Сергея Александровича назначают московским генерал-губернатором. Уже вскоре Елизавета Федоровна стала необыкновенно популярна среди москвичей, что нельзя было сказать о ее муже. Она возглавила местное отделение общества Красного Креста и чрезвычайно много сделала на ниве благотворительности. В 1893 году она учредила Елизаветинское общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях, создала лечебницу для детей-инвалидов и умственно отсталых. Во время русско-японской войны она сформировала несколько санитарных эшелонов и организовала госпиталь для раненых, в котором сама работала в качестве медсестры.
День 17 февраля 1905 года, когда судьба рукой революционера Ивана Каляева, метнувшего бомбу в экипаж великого князя Сергея, отняла у нее мужа, стал роковым в жизни Елизаветы Федоровны. Она пришла в тюрьму к убийце и сказала, что прощает его, а затем просит императора Николая II о помиловании Каляева. Ее просьбу отклонили.
До самой смерти она осталась верна памяти мужа, долго носила траур, проводила время в молитвах и, наконец, решила посвятить себя монашескому подвижничеству. Она распускает свой двор и делит свое состояние на три части. Одна отдается наследникам мужа, другая в казну, а третья на благотворительные нужды. В 1908 году она все свои средства употребила на организацию сестринской Марфо-Мариинской обители, дав обет духовного служения и деятельного милосердия. В обители открыли больницу, амбулаторию, приют для девочек-сирот, воскресную школу, библиотеку. Сестры оказывали больным безвозмездную помощь, посещали тюрьмы и трущобы.
С началом Первой мировой войны к обязанностям «марфо-мариинок» добавилась забота о раненых, инвалидах, осиротевших детях. Матушка Елизавета, настоятельница обители, работала наравне со всеми.
С приходом к власти большевиков положение Елизаветы Федоровны осложнилось – всех лиц, имевших какое-либо отношение к дому Романовых, причислили к злейшим врагам трудового народа. Арестовали ее в 1918 году, на Пасху, прямо во время службы. Вскоре она оказалась в Алапаевске вместе с другими Романовыми. Их ожидала страшная гибель. Июльской ночью арестантов разбудили и повезли к заброшенной шахте. Их сбросили туда живыми, обрекая на мучительную медленную смерть. Она успела произнести слова молитвы: «Отпусти им, Господи, ибо не ведают, что творят», – слова, которые были выбиты на кресте, установленном на месте гибели ее мужа.
В 1992 году Русская православная церковь причислила великую княгиню Елизавету к лику святых.
Наталья Баркова,
главный библиотекарь универсального читального зала
Литература: Дмитриева О. В. Княгини, царицы, императрицы и другие знаменитые женщины России / Ольга Дмитриева. – Ростов-на-Дону: Феникс : Краснодар :Неоглори, 2008. – 393 с.
Крючкова М. Н. Традиции российского милосердия. Марфо-Мариинская обитель. – Москва: Издательский Дом Тончу, 2018. – 496 с.
Сайты: