Веселая карусель
Карусель, карусель начинает рассказ.
Это сказки, песни и веселье!
С этой незатейливой песенки Владимира Шаинского на слова Юрия Энтина начинался каждый выпуск детского тележурнала «Веселая карусель», первый выпуск которого состоялся в 1969 году. Именно тогда на «Союзмультфильме» группа мультипликаторов задумала собственный проект — своеобразную экспериментальную площадку, где они могли бы проявить себя как режиссеры и сценаристы. Так было положено начало многосерийному мультипликационному альманаху. Каждая серия мультжурнала состояла из двух-четырех кратких сюжетов, основанных большей частью на сказках, стихах и песнях, которые стали популярными именно благодаря этому журналу.
«Антошка» (1969)
Детским композитором Шаинский стал случайно. Поначалу он писал симфонии, кантаты и оратории. А потом решил записать их на грампластинки и обратился к знакомому поэту Юрию Энтину, который заведовал детской редакцией фирмы «Мелодия». Результатом их встречи стала не пластинка, а песня про Антошку, который не хотел копать картошку. Режиссеру Леониду Носыреву так понравилась песенка про Антошку, что он создал на ее основе мультик, вошедший в 1-й выпуск альманаха. Благодаря мультфильму песня стала популярной у всех поколений зрителей. В 1971 году Антошка становится героем новой песни Шаинского и, соответственно, нового мультфильма Носырева «Рыжий, рыжий, конопатый…»
«Ну, погоди!» (1969)
В первом выпуске «Веселой карусели» состоялся дебют популярного сериала о приключениях Волка и Зайца. Режиссер Геннадий Сокольский стал первым создателем легендарной пары, которая совсем не похожа на привычные нам образы Вячеслава Котеночкина. Авторы сценария — Феликс Камов, Александр Курляндский и Аркадий Хайт — установили те правила, по которым «играли» во всех будущих сериях. Сокольскийбыл в этом фильме и режиссером, и художником-постановщиком, и аниматором.
«Голубой метеорит» (1971)
Инициатором создания журнала считается Анатолий Петров — мультипликатор с десятилетним стажем, который решил объединить силы молодых художников, мечтавших о режиссуре, в одном экспериментальном проекте. Мультфильм «Голубой метеорит» режиссера-мультипликатора Анатолия Петрова выполнен в стиле гиперреализма после просмотра картин Пабло Пикассо. Анатолий Петров любил астрономию и хотел, чтобы дети тоже заинтересовались этим. Поэтому он решил снять мультфильм «Голубой метеорит». В мультфильме звучит отрывок гимна студентов «Gaudeamus».
«Разгром» (1971)
«Веселая карусель» задумывалась как площадка для экспериментов начинающих мультипликаторов. Мультфильм по стихотворению Эдуарда Успенского «Разгром» стал дебютом режиссера Валерия Угарова. Над своим режиссёрским дебютом Угаров работал, как он сам признавался, «на одном дыхании». Тема беспорядка, веселого разгрома, озорства, непоседливости возникает и в следующих его «карусельных» сюжетах — «Про чудака-лягушонка», «Не про тебя ли этот фильм?».
«Принцесса и Людоед» (1977)
Стихотворения не раз вдохновляли создателей мультфильмов альманаха. Так, стихотворение Генриха Сапгира стало основой для мультфильма режиссера Эдуарда Назарова «Принцесса и людоед». В основе стихотворения лежит смена прилагательных «ужасный» на «прекрасный» и наоборот. Песню в мультфильме исполнил популярный певец Александр Градский. Он же является и автором музыки. Фильм долгое время не демонстрировался зрителям из-за разногласий Градского с властями, телезрители впервые увидели мультфильм в середине 1980 - х.
Евгения Крючкова, главный библиотекарь
Центра литературы по искусству