Всё в шоколаде

Клуб «Свет в окне» представляет собой читательское объединение любителей компьютера и интернета. Заседания клуба, претерпев форматирование с поправкой на условия удаленной работы, по-прежнему проходят ежемесячно. 21 января внимания членов клуба удостоилось отечественное кондитерское производство.

Фабрика им. Бабаева, «Рот-Фронт», «Красный Октябрь» – эти, с детства привычные слуху сладкоежек названия таят в себе бесконечно интересную, местами драматичную историю кондитерских («кондиторских», как писалось в справочниках того времени) товариществ и торговых домов.

В ходе общения обратились к названиям фабрик и современному состоянию их исторических зданий.  

Кондитерская  фабрика «Бабаевская» в 1922 году получила свое название в честь героя Гражданской войны, а впоследствии –  председателя Сокольнического райисполкома Петра Акимовича Бабаева, руководившего национализацией товарищества «Абрикосов и сыновья». Сегодня в историческом здании по адресу Малая Красносельская, 7 располагается музей шоколада и какао «Мишка».

«Рот-Фронт» в переводе с немецкого звучит как «Красный Фронт» и символизирует солидарность с немецкими коммунистами из Союза красных фронтовиков, посетившими фабрику в 1931 году. В настоящее время территория фабрики почти полностью отдана под жилищную застройку.

Имя фабрики «Красный Октябрь» пришло на смену названию  «Товарищество «Эйнем», связанному с именем основателя фабрики Теодора фон Эйнема. В настоящее время в бывших производственных помещениях фабрик «Товарищество Эйнем» и «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной работает экспозиционный кластер.

Много других интересных фактов прозвучало на встрече клуба. Обсудили рекламу сладостей. После продажи разноцветных леденцов, которые торговец Федор Ландрин не успел завернуть в фантики и продал их с хорошей скидкой на улице гимназистам, в Москве случился леденцовый бум, а крошечные леденцы стали называть «ландринками». Интересно этот эпизод описывает В.А. Гиляровский в произведении «Москва и москвичи».

Любопытно, что для изготовления оберток конфет товарищества Алексея Абрикосова в Сокольниках было открыто целое производство, одним из цехов которого руководил художник Михаил Шемякин. Немудрено, что обертки зачастую представляли собой шедевры художественного искусства и коллекционировались после того, как купленные конфеты были съедены.

Или вот как-то в газетах 1880 года появилась новость: в одном магазине Абрикосовых продавщицами работают только блондинки, в другом – только брюнетки. Любопытные немедленно отправились проверять, правда ли это, и, не обнаружив команды блондинок и огорчившись, накупили шоколаду.

Интернет содержит огромное количество ресурсов на эту тему, и те, кто был на встрече, с удовольствием нашли все материалы, сопутствующие теме: изображения оберток конфет любимых марок прежних лет, которые, не претендуя на авторство художников, также являлись своего рода шедеврами упаковочного мастерства; фото исторических зданий кондитерских фабрик; картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», перешедшую на обертку конфеты фабрики Эйнема и многое другое. Тема требует продолжения на февральской встрече.

Члены клуба «Свет в окне» относятся к старшей и средней возрастным группам, и большинство из них находятся дома. Мы все надеемся на лучшее время, когда встречи обогатятся теплом обычного общения и всё у всех нас будет в шоколаде.

Людмила Палачева,
руководитель читательского объединения «Свет в окне»

При подготовке к заседанию использовались материалы сайтов:

https://zen.yandex.ru/media/eda.ru/ob-istorii-russkih-sladostei-5dade731c31e4900b11d7d32

https://www.culture.ru/materials/253549/dorevolyucionnye-moskovskie-konditerskie

http://fine-eating.ru/classics/v-a-gilyarovskiy-moskva-i-moskvichi-monpanse-landrin/

https://ria.ru/20170125/1486380782.html

https://abrikosov-sons.ru 

25.01.2021
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.