Встреча с фильмом

В библиотеке в рамках Всероссийского проекта «Великое Отечественное кино», посвященного 75-летию Великой Победы, продолжается знакомство с советскими военными фильмами. На очередной встрече в клубе «ОЛИМП» был представлен кинофильм «В шесть часов вечера после войны».

Премьера фильма состоялась 16 ноября 1944 года, за полгода до окончания войны. В СССР его посмотрели более 26 млн человек. Он был снят на киностудии «Мосфильм» знаменитым режиссером Иваном Пырьевым. В главных ролях снялись Марина Ладынина (Варя Панкова), Евгений Самойлов (старший лейтенант Василий Кудряшов), Иван Любезнов (лейтенант Павел Демидов).

Название фильма восходит к цитате из романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». Там есть сцена прощания Швейка с сапером Водичкой: Швейк по пути на фронт договаривается встретиться с другом в пражской пивной «У чаши» «в шесть часов вечера после войны». Вот и герои советского фильма лейтенант-артиллерист Василий Кудряшов и воспитательница детского сада Варя Панкова (впоследствии зенитчица), расставаясь, договариваются встретиться «в шесть часов вечера после войны» на Каменном мосту в Москве. Пройдя немало фронтовых дорог, они все-таки встретятся на давно условленном месте. И огни праздничного салюта озарят эту выстраданную встречу.

В свое время картина предвосхитила будущее. Ведь она появилась на экранах, когда еще шли бои, гибли люди, но в ней уже полным голосом говорилось о победе. Победу создатели фильма предсказали с абсолютной точностью – в мае. Марина Ладынина вспоминала, что многие бойцы, подобно Василию Кудряшову, назначали заветные свидания с любимыми на Каменном мосту. А один солдат написал ей: «Теперь и помереть можно, все-таки увидел конец войны…»

Мало кто знает, что кинофильм должен был заканчиваться совсем не так, как его в итоге смонтировали. Сценарист Виктор Гусев приготовил сильнейший финал: после краткой встречи с возлюбленным на полустанке Варя, героиня Ладыниной, вновь провожает его на фронт, и тут же, на станции, погибает под бомбами нацистского истребителя. И все последующее лирическое свидание на фоне Кремля и ликующих толп, озаренных всполохами победного салюта, возникает в ее меркнущем сознании. Это был сильный художественный ход, которым режиссер пожертвовал  во имя высшего смысла.  Финальный эпизод – видения героини – Пырьев перевел в план уже свершившейся реальности. И зрители военного времени увидели на экране свою реализованную  мечту о скорейшей победе.

Фильм его создатели сделали музыкально-поэтическим. Диалоги героев ведутся в стихотворной форме, отражающей их чувства и переживания. И это воспринимается вполне гармонично. Много прекрасной музыки, придавшей фильму особый эмоциональный фон. Песни Тихона Хренникова сразу ушли в народ, вся страна распевала «Марш артиллеристов», «Песню защитников Москвы», «Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою...» и другие. Особой любовью пользовалась песня, посвященная артиллеристам: «Артиллеристы! Сталин дал приказ. Артиллеристы! Зовет Отчизна нас…», она была созвучна тому порыву, который в это время был на фронте. Пели эту песню все: «За слезы наших матерей, за нашу Родину – огонь, огонь!».

Уже более 70 лет прошло после премьеры фильма, но и сейчас его с удовольствием посмотрели зрители.

Лариса Кукина,
руководитель клуба «ОЛИМП»

29.02.2020
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.