«Театр уж полон, ложи блещут…»

01.06.2019 - 30.06.2019

Отдел литературы по искусству

Приглашаем вас на книжно-иллюстративную выставку, посвященную театральным воплощениям пушкинских произведений.

С именем Александра Сергеевича Пушкина в русском театре связаны величайшие преобразования.  В его литературном наследии драматургия и высказывания о театральном искусстве занимают значительное место. Гениальная драматургия и взгляды его на драму и театр были для того времени наиболее последовательным утверждением реализма в области театральной культуры, они не утеряли своего значения для советского и современного театра.

Пушкин, которому, в отличие от большинства великих писателей, были равно доступны практически все роды и жанры литературы, создал ряд замечательных драматических произведений. Его трагедию «Моцарт и Сальери» ставили в Петербурге уже при жизни автора; «Скупого рыцаря» должны были сыграть 1 февраля 1837 года (по старому стилю), но спектакль был отменен из-за смерти поэта.

Многие режиссеры и актеры называли Пушкина своим главным учителем в искусстве. И тем не менее, его пьесы не имели богатой и счастливой судьбы, оставаясь явлением более литературным, чем театральным. Это относится даже к «Борису Годунову», которого, вслед за В. Белинским, называют единственной великой русской трагедией.

Зато произведения Пушкина, в том числе и не предназначенные для сцены, всегда вдохновляли композиторов и стали едва не главной драматургической основой русского музыкального театра. Уже в 1821 году московский балетмейстер А. Глушковский поставил балеты «Руслан и Людмила» на музыку Ф. Шольца, а позже – балет «Черная шаль». В 1820-30 годах музыку к спектаклям по произведениям Пушкина сочинял А. Алябьев. А в дальнейшем последовали оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Русалка» и «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского, «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» Н. Римского-Корсакова; балеты «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева и «Медный всадник» Р. Глиэра…

И это – лишь самые известные произведения, созданные на основе сочинений Пушкина. Многие из них в течение долгого времени определяют лицо русского оперного театра; история их постановок связана с именами великих артистов, дирижеров, режиссеров и сценографов.

Приглашаем всех почитателей таланта Александра Сергеевича Пушкина и театрального искусства познакомиться с интересными материалами экспозиции.